Дислексия у детей: что это и как ее лечить

Начало обучения в школе всегда характеризуется выявлением множества проблем. Одной из них является дислексия у детей, когда при общей, весьма неплохой обучаемости ребёнок не может овладеть навыком чтения. При этом школьник может проявлять недюжинные способности в математике или других предметах, быть талантливым в живописи или музыке.

Зачастую родители и педагоги не считают это заболеванием и уверены в том, что со временем их чадо освоит программу. Однако этого не происходит ни через год, ни даже к концу обучения в начальной школе, а драгоценное время безвозвратно уходит. Что же это за болезнь?

Что такое дислексия?

Что такое дислексия, нужно знать родителям и педагогам для того, чтобы вовремя выявить заболевание и начать лечение. Это нарушения обучения, имеющие неврологическую природу.

При этом ребёнок не способен:

  • быстро и правильно узнавать слова;
  • декодировать буквенную информацию (переводить её в звуки);
  • осваивать элементарные навыки правописания.

У школьника, несмотря на все эти отклонения, полностью сохраняются другие когнитивные способности. Однако неумение понимать тексты, дефицит словарного состава и читательского опыта мешают ребёнку обучаться не только литературному чтению и языку, но и остальным предметам. Что же лежит в основе данного заболевания?

У ребенка дислексия. Что делать?

Причины заболевания

Основная причина дислексии у детей — отклонения от нормы развития определённых зон мозга, изменения в структуре мозговой ткани, врожденные аномалии нервной системы. Это определяется наследственностью, генетическими патологиями.

В рамках одной семьи данное заболевание чаще всего не является открытием, так как один из родителей в детстве наверняка страдал от такого же недуга. Чтобы не запустить заболевание, необходимо вовремя его выявить, а для этого нужно знать его признаки.

Симптомы детской дислексии

Характерные для данного расстройства симптомы помогут родителям и педагогам понять, что они столкнулись именно с дисплексией, которая потребует предпринять необходимые и своевременные действия для лечения.

При таком диагнозе ребёнок:

  • пропускает при чтении отдельные слова, предложения, целые абзацы;
  • постоянно трёт глаза;
  • немного косит;
  • жалуется на головную боль после чтения;
  • подносит книгу очень близко к глазам;
  • слегка прикрывает или совсем закрывает один глаз во время чтения;
  • быстро устаёт;
  • избегает чтения, домашних заданий;
  • запоминает и воспроизводит простейшие геометрические фигуры с трудом;
  • пишет слова задом наперёд;
  • не укладывается в нормы техники чтения;
  • плохо пишет.

Диагностировать дислексию у детей желательно на самом раннем этапе. Однако стоит учесть, что большинство из перечисленных симптомов может указывать ещё и на проблемы со зрением. Так что настоятельно рекомендуется изначально проконсультироваться у офтальмолога.

Ни родители, ни даже педагоги не могут самостоятельно поставить диагноз: это может сделать только специалист.

Методы лечения и коррекции

Своевременное лечение дислексии у детей предполагает использование специальных программ коррекции. Их подбирают индивидуально. Благодаря разработанным экспертами курсам, ребёнок всё-таки овладевает навыками чтения, что позволяет ему чувствовать себя увереннее и развиваться дальше.

Индивидуально подобранная коррекция дислексии у детей — это и устная работа, и использование различных технических средств, и применение альтернативных методов обучения. Всё это в комплексе помогает школьникам преодолеть трудности с распознаванием чисел и букв.

Во многом выбор программы зависит от типа заболевания.

  1. При дисфонезии лечение направлено на распознавание слова как единого целого. Активно применяется фонетический курс. Этот вид дислексии излечим, обучение по специальной программе приносит достаточно позитивные результаты.
  2. При дисэйдезии дети не могут распознавать слово как целое. Многие специалисты высказывают мнение, что данный тип заболевания вылечить нельзя. Однако использование «обучающей» терапии всё-таки помогает в отдельных случаях. Применяется мультисенсорная методика интенсивного обучения, но данный способ лечения не всегда успешен.
  3. Диснемкинезия проявляется в написании задом наперёд цифр и букв и корявом почерке. При такой патологии главной задачей лечения является обучение отличать два понятия — «право» и «лево». Трудности с чтением такие дети испытывают только потому, что они дезориентированы в пространстве.

Нередко детей, страдающих дислексией, просто считают ленивыми, непослушными, упрямыми. Соответственно, их определяют в классы для отстающих, несмотря на их выдающиеся способности в различных областях. Результат — потеря интереса к учёбе, прогулы, снижение самооценки, депрессивное состояние, ухудшение поведения.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Праздники закончились, а настроение осталось!🎄 Не хочется о серьёзном... Или вам хочется??? 😉 Сегодня решила просто поделиться с вами одним из множества пособий, которое я использую в своей работе по преодолению нарушений чтения. 📚 Каждый раз подбираю для ученика подходящие упражнения из разных книг, какие-то придумываю сама. Буду продолжать рассказывать вам о каждом из них, а пока рекомендую: ⠀ О.И.Крупенчук «77 упражнений для увеличения скорости чтения». ⠀ В нем отрабатывается чтение «общих» слов, то есть не связанных с определённой темой. Среди них есть предлоги, местоимения, наречия. Они постоянно встречаются в самых разных текстах. С помощью этого пособия можно научиться быстро узнавать эти слова и за счёт этого улучшить качество чтения. Авторы рекомендуют работать тремя этапами. ⠀ ❄Первый этап. Взрослый называет слово, ребёнок находит это слово в таблице. Затем ребёнок читает все слова в таблице в заданном направлении, которое может меняться. ❄Второй этап. Ребёнок находит слова из таблицы в предложениях, не читая их. ❄Третий этап. Ребенок предложения уже читает и вставляет подходящие по смыслу слова из таблицы. Занимайтесь с удовольствием. Рекомендую! 💖Ваша логоНата #дислексия #дисграфия #мамымосквы #мамашкольницы #школьныйлогопед #читаемвместе #зпр #онр #ффн #связнаяречь #развитиеречи #логопедическиезанятия #трудныйвозраст #пособия_логоната #логопед #логопедонлайн #логопедмск #daypok

Публикация от ЛОГОПЕД 🌺НЕЙРОДЕФЕКТОЛОГ🌺ШКОЛА (@logo_nata)

Комментарии (1)
30 мая 2016 | 19:40
Faya

У нас точно диснемкинезия...SOS!!!!

Оставить комментарий
(обязательно)
(обязательно)

Новые статьи
Мы в социальных сетях


наверх