Ребенок не хочет учиться: что делать? Советы опытного психолога
Проблемы, связанные со школой, неизбежны практически для любой семьи. Одной из самых больных и актуальных является нежелание детей получать знания. Невыученные уроки, постоянный жёсткий контроль, плохие оценки, недовольство учителей и как результат всего этого — нервный срыв у школьника и его родителей.
Хватаясь за голову, мать с отцом приходят в отчаяние, не представляя, что делать, если ребёнок не хочет учиться, читать, выполнять домашние задания и вообще ходить в школу. На самом деле решение этой проблемы лежит подчас на поверхности и требует лишь объективной оценки со стороны родителей. Для начала им следует выяснить, почему он не хочет учиться.
Содержание:
Не получается
Все дети обладают разными интеллектуальными способностями и талантами. Если дитя в душе — романтик и мечтает стать художником или музыкантом, а в реальности ему приходится ходить в школу с математическим или естественнонаучным уклоном, нечего ждать от него рвения в учёбе. И если ребёнок не хочет учиться в школе именно по данной причине, это вина родителей, которые не раскрыли в нём талант в своё время.
Выход один — выявить у чада профориентацию, склонности и таланты и направить его развитие в нужное русло: записать в художественную школу, подобрать соответствующие кружки и студии. А может быть, он элементарно не справляется со школьной программой, так как у него не хватает на это умственных способностей. Стоит задуматься о коррекционных классах и специализированных школах, которые окажутся по плечу маленькому ученику.
Тотальный контроль
Приходя домой, любому школьнику требуется 1–1,5 часа отдыха, причём такого, чтобы не было никакого напоминания об учёбе. На самом же деле кто-то из домашних (мать, отец, бабушка, старшие братья и сёстры) начинают тут же засаживать его за уроки, требовать дневник, ругаться за плохие оценки. Рассеянность и усталость не дают ему делать домашние задания качественно и полноценно, он начинает раздражаться, частенько срывается и остаётся без отдыха. После таких ежедневных истязаний понятно, почему ребёнок не хочет учиться, читать, делать что-то к школе. Выход один: просто давать ему отдохнуть после школы, позаниматься любимым делом.
Бесконтрольность
Есть кардинально противоположная ситуация: родители работают допоздна или сменами, у них нет возможности проконтролировать выполнение домашних заданий их чадом. А у ребёнка ещё и самоконтроль и самоорганизованность не развиты с самого раннего детства (они должны быть привиты ему уже к школьному возрасту). Конечно, он не будет сам себя насильно заставлять делать уроки, когда вместо этого можно посидеть за компьютером или погулять с друзьями. Привычку учиться и ответственность за выполненные уроки должны быть привиты малышу уже к 5–6 годам, перед его отправкой в школу. Потом это сделать будет гораздо сложнее.
Личностные отношения в школе
На самом деле родители очень мало знают о жизни своего ребёнка в школе: только с его слов (он может и нафантазировать) и со слов учителей (которые порой могут не замечать проблем личного характера своих учеников). На самом же деле нежелание учиться обостряется ближе к переходному периоду, в 10–12 лет, когда дети хотят признания среди сверстников, но не получают его. Несложившиеся отношения с одноклассниками, конфликтные ситуации с учителями, дедовщина, которая не является редкостью во многих школах, — вот те 70% причин, по которым дети ни в какую не хотят идти каждое утро в школу.
И многие другие причины
Это далеко не все причины нежелания ребёнка учиться. Иногда родителям бывает сложно разобраться в них самостоятельно и даже с участием классного руководителя и учителей. В таком случае могут помочь только советы психолога, специализирующегося на школьных детских проблемах. Не нужно считать консультации такого специалиста чем-то постыдным: моральное и психическое здоровье детей гораздо важнее каких-то социальных предрассудков. Ведь причин детского нежелания учиться на практике — огромное количество:
- Неблагоприятная атмосфера внутри семьи: постоянные конфликты и ссоры родителей способствуют замкнутости и нервозности школьника, что снижает мотивацию в обучении и замедляет его интеллектуальные процессы.
- Неблагополучные друзья: если ребёнок находится в одной компании с детьми, которые по каким-то своим причинам не желают учиться, он поддержит их в этом.
- Комплексы: если у школьника есть дефекты внешности или речи, он будет комплексовать, не будет отвечать на уроках, будет постоянно бояться насмешек со стороны других детей или учителей.
- Гиперактивность: чадо отличается лишней энергией, которую ему некуда девать. Результат — плохое поведение, сорванные уроки, испортившиеся отношения с учителем и отсутствие смысла продолжать обучение в столь тесных и сжатых условиях. Спортивные кружки и секции — вот единственное для него спасение. Еще несколько советов можете прочесть в нашей статье о воспитании гиперактивных детей.
- Зависимость: в начальных классах — от прогулок с друзьями, в 10–12 лет — от компьютера, в подростковом возрасте — от уличной компании и вредных привычек. Всё это отвлекает от учёбы и ни к чему хорошему не приводит, если вовремя не спохватиться.
Если родителям удастся выяснить, почему ребёнок не хочет учиться, на 50% проблема уже решена. Дальнейшая судьба школьника будет во многом зависеть от родителей, их правильной, адекватной реакции на сложившуюся ситуацию. Ругань, скандалы, истерики, наказания вплоть до ремня никогда не являлись удачным решением проблемы. Понять малыша и помочь ему преодолеть имеющиеся трудности — вот основная задача родителей школьника, у которого не всё ладится с учёбой.

Геннадий, абсолютно с Вами согласна!
У меня сын в 4 классе. Ходит в школу с удовольствием, но на уроках ловит ворон, мало работает, а дома не заставишь делать уроки. То не хочет, то ему ничего не задают, якобы. А на самом деле полно домашней работы. Приходится постоянно уточнять у его одноклассника(((
Может ребенку просто трудно освоиться в новой обстановке? Отсюда и переживания, проблемы в учебе... Тут главное выбрать грамотную систему обучения. У меня дети, например, учились по начальной школе 21 века. Сама система создана так, что помогает ребенку адаптироваться к новой жизни. В этой системе дейстует личностный подход, присутствует также игровой процесс. Учитель — помощник.
Мой сын учится на втором классе, он старший , есть младший он в садик ходит. Я мать одиночка, утром ухожу на работу и вечером прихожу. Сын после школы забирает брата из садика и сидят дома пока я не приду. Не давно я позванила учительнице спросить как с успеваемостью сына, а она мне гврт что уже почти десять дней как он не ходит в школу. Решила поговорить с сыном он гврт что не хочет учиться и что учительница бьет по голове, я и с нею поговорила, она отрицает, а он вроде один день пошел теперь опять прогуливает, на отрез не хочет идти. Как быть? перевести в другую школу? уже конец учебы... боюсь оставят на второй год ((( Как быть?
6 класс. Дети травили моего ребёнка — не европеец. Талантлив, рисует и лепить, сочиняет музыку... В школу ходить не хочет и не ходит...
Учимся мы во втором классе по системе «начальная школа 21 века». Проблем с тягой к знаниям ни у кого нет. Желание у детей огромное: и играют, и проекты выполняют, и во всяких конкурсах призовые места занимают. Классная на родительском собрании сказала, что у нее сильный класс.
У меня ребенок не хочет ходить в школу. Он учиться во втором классе. Не хочет рано вставать. что делать?
Очередная статья ни о чем! Какой смысл их писать??? Где ответ на вопрос «Что делать?», который указан в заголовке? Где обещанные советы опытного психолога? Не статья, а вода сплошная!
А вы сами,взрослые, прям всегда работать хотите??! С удовольствием ходите, прям не дождетесь нового рабочего дня!? И чего от детей хотеть!? По какой причине вы не хотите работать...задумайтесь! По той же и дети не хотят учиться. Например,учителя.согласна,от учителя зависит очень многое. И у вас на работе руководитель.если он, извините, гнида, у вас есть желание работать? Если вас не похвалили,не поощрили, или унизили, оскорбили, или внимания на вас ноль...есть желание работать?.. Вот то же самое и с ребёнком
Все как всегда поверхностно и не одного совета по пунктам!!!
Какой смысл в этих статьях? Призыв пользоваться услугами психолога? А были бы ещё они, если и есть то тоже толком сказать ни чего не могут.
Дочь пошла в первый класс, на отрез отказывается ходить в школу, прям рыдает, говорит ей там скучно. Сегодня потеряла в школе телефон и из-за этого хотела сбежать, но её заметили. Я в полном отчаянии, не знаю что мне делать.
Самое последнее дело — это давить!!! Именно так отбивается интерес к учебе и портятся отношения в семье. Попробуйте Письма из сказки обучение с увлечением. Нас это спасло во втором классе, когда вообще казалось край, ничего не помогало. Это обучение в игровой форме, ребенок выступает в роли учителя!! Супер!!
У меня проблема в том, что когда мы ребенка просим читать и писать, у нее начинается истеричный плач. Как быть? Девочка в 1 классе.
Я прямо даже засомневалась, в одном ли мы с вами государстве живем)).
Здравствуйте! У меня проблема с сыном. Он учиться в 6 классе , ему 12 лет. Проблема в том, что он совсем не хочет учиться в школе — по всем предметам двойки. Класс очень сложный, дети могут унижать друг друга. Он говорит, что не хочет идти в школу дебильную и в класс. Как мне исправить ситуацию? Подскажите пожалуйста!
Я вот не понимаю почему говорят из-за компьютера плохо учиться, у меня отличник, но без компа он учиться не будет, 😉 , а вот второй ребёнок не любит сидеть в компе, а учиться плохо. Вообще, если родителям наплевать, ребёнок обязательно станет зависимым от компа, потому что ему мало уделяют время.
А мой ребёнок, когда перешёл в 5 класс, совсем скатился на тройки... уроки прогуливает, домашку через раз делает, в школу хожу, как к себе домой... Все учителя твердят,что он может учиться, просто лень. Я это и сама знаю, но как мне с этим бороться, я устала уже. По хорошему разговаривала — не понимает, обижалась на него, а ему все равно. Он наобещает и все, а через день опять звонят и приглашают в школу...Как быть?????
Я в отчаянии, всегда ребенок был практически идеалом для меня и окружающих, старался в школе, её хвалили. Она бралась за любое поручение, что в саду, что в начальной школе. Но как только перешли в другую школу, 5 класс, началось непонятно что. Она стала постоянно опаздывать на первые уроки. На урок физкультуры вообще перестала ходить. Говорит, что выделяется среди всех. Да действительно она выглядит в свои 11 лет на все 15 лет. Я не знаю что мне делать? Пробовала обращаться к классному руководителю от неё последовал лишь ответ у Вас она одна, а у меня их 29.
Обратилась к соц педагогу, но толку нет. Даже напротив теперь проблема попасть в столовую. Потому что соц педагог уверена, что мой ребёнок специально тянет время. И специально со звонком выходит из столовой.
Я не знаю как и чем мне ей помочь...
Считаю, что нужно работать с учителями, они проводят с детьми основное время, и если ей ребенок чем-то не угодил, учебе конец, она его затравит... С моим внуком беда — не хочет в школу истерично. Плохие оценки по белорусскому и русскому языках. Но по остальным предметам отличник, ходит второй год на компьютерные курсы, превосходно разбирается в компьютерах. Но в связи с плохими оценками в школе родители лишили его компьютера. А с языками у него просто не получается. Если у ребенка получается все остальное и есть мозги, но не получается какой-то предмет, значит, надо гнать таких учителей, если они не в состоянии справиться со своей прямой задачей.
Учитель, как и врач, должен быть по призванию, и в первую очередь — детским психологом. Я вырастила двоих детей, мы — военные, меняли школу за школой... И в одной школе — отличник, в другой двоечник... потому что что-то не так сказал учителю, или не понравился в чем-то... И от этого портили детям будущее. ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ УЧИТЕЛЯ, на 80%. По своему предмету только учитель виноват, а не ученик. Их, учителей, нужно экзаменовать каждый год на допуск к обучению детей. И психологи должны присутствовать периодически на уроках, чтобы делать выводы — способен этот учитель делать будущее нации или он не на своем месте.
Если учителей не хватает, это не значит, что сойдут и плохие. Они только портят жизнь будущему гражданину. Ребенок с детства учится, что нужно угождать...
Я в отчаянии, всегда ребенок был идеалом для меня, старался в школе, учитель хвалил, но как только перешли в 5 класс началось непонятно что. Для него вроде учеба — главное, учиться пытается, все знает, занимаемся дома по возможности, хотя работаю сутки через сутки. Но один день двойка, другой день 5, получается 3 по всем предметам!Да увлечен ноутом сильно, плюс хоккей! Вы говорите об одном: установите причину, я разговаривала, ответ один со слезами — из-за учителей, мам пускай ее уволят, она меня просто ненавидит. Все сзади парты с телефона или с домашки списывают, она им 5 ставит, на днях рассказали дети стих по 2 предложения, учитель хватит садись 5, а когда я рассказывал у нее время было, я рассказал хорошо поставила 4, мама она предупредила, оценку пять почти не возможно получить по русскому. И что мне сейчас полагаете делать, обращусь думаю хуже только сделаю, решила промолчать пытаясь с сыном заниматься! Сегодя у сына прочла смс в контакте с одноклассником, типо она все равно поставит 2 или 3 мама все равно будет ругать не буду делать, а дневник не возьму, я не работать ни могу ни че, сын пропадает
А если ребенок учится с удовольствием, но в школу ходить не хочет? Как распознать, что проблема в коллективе? С его слов основной протест — скучно, ничего нового и приказной порядок.
Если ребенок не хочет учится — радуйтесь, — значит он здоров.
А мы в 2 классе, и ходим в продленку, там хоть уроки напишут некоторые! В спортивную секцию ходить нужно время, совсем неуспевающая станет!?? Вот куда гиперакивность деть?! %) Забить на уроки и что она получит, справку по окончании?!
У современных детей все есть, не к чему стремиться. В этом корень всех бед. Поездки, как хочешь, обеспечь, канцтовары новые к школе купи, шмотки тоже, планшеты, ТВ, компьютеры дома. Чего тут желать?
Сиди только и отвлекайся. И выхода у родителей нет, на улицу не выпиннешь, как нас, до вечера. А родители вообще лишены личного времени. И в ответе за все. Портфель не собрал — маме напишут, самому пофиг. Маме на вид, ай-яй-яй. Плохо себя вел, опять в дневник. И попробуй, лиши какой-нибудь поездки. Родкомитет в возмущении. Нет сплоченности класса и т. п. А у ребенка нет интереса учиться, зачем? Все на блюдечке. Кто становится спортсменом выдающимся? Дети, у которых нет иного шанса выбиться, не дети обеспеченных родителей. По себе знаю, все думала, отец прикроет. В один день отца не стало, засветила возможность вылететь с первого курса — закончила факультет в числе средних, среди олимпиадников и медалистов, не имея склонности к математике, будучи якобы чистым гуманитарием. 😀
Вы не дали ответ на вопрос — почему не хочет и как заставить. Я считаю, что это естественно что не хочет, т. к. все предметы не могут интересовать, а учиться приходится. Как бы не нравилась работа, на даче сидеть лучше даже взрослому и понимающему человеку. Стремиться к ничего не деланью — нормальное желание. К 6 годам ребенок достаточно умен чтобы отличить ложные стимулы родителей и педагогов от истинных желаний, вот и не хочет, и не должен хотеть, и родители не могут заставить хотеть. А вот как объяснить, что тем не менее придется и так преодолевать себя придется всю жизнь, да еще что в этом есть смысл — вот это задача. Вот про это и надо писать. А не валить с больной головы на здоровую, что де родители вовремя не за зомбировали ребенка, что учиться в средней образовательной школе здорово!
Наталья, если вы сами считаете, что всю жизнь нужно себя преодолевать, тогда конечно, сложно объяснить или показать ребенку, что учиться интересно.
Далеко не все взрослые себя преодолевают, просто работу нужно найти по душе и тогда вы не будете работать ни одного дня в жизни 🙂 и предолевать особо нечего будет)