Задержка речевого развития у детей: симптомы и лечение

Содержание:

Что такое задержка речевого развития у детей и как она выявляется, должен представлять каждый родитель. Чем раньше заболевание будет диагностировано, тем успешнее пойдёт лечение и тем оптимистичнее будут прогнозы на будущее развитие малыша.

ЗРР — сложное заболевание, причины которого зачастую так и остаются невыясненными. Чаще всего оно определяется уже до четырёх лет, представляет собой существенное отставание для данного возраста от речевой нормы.

Причины задержки речевого развития

Задержка речевого развития у детей

Такое серьёзное заболевание само не возникает: существуют причины задержки речевого развития, определяемые различными отклонениями. Это могут быть:

  • патологии внутриутробного развития;
  • родовые травмы;
  • повышенное внутричерепное давление у ребенка;
  • дислексия в результате генетической предрасположенности;
  • психические расстройства;
  • физические травмы;
  • снижение слуха;
  • заболевания головного мозга;
  • недоразвитость мускулов рта и лица.

Если причины задержки речевого развития остаются невыясненными, это затрудняет курс лечения, так как провоцирующий фактор при этом продолжает работать. Поэтому ребёнку с ЗРР необходимо комплексное обследование. Только так врачи могут поставить чёткий диагноз. Но как выявить заболевание на ранних этапах?

Симптомы ЗРР

Симптомы задержки речевого развития

Существуют определённые симптомы и признаки задержки речевого развития, которые можно выявить уже в самом раннем возрасте. Для этого родителям рекомендуется ознакомиться с возрастными нормативами развития речи:

  • 4 месяца: активная реакция на обращение взрослых — улыбка, плач, агукание;
  • 9–12 месяцев: попытки выговорить простые буквенные сочетания (на-на-на, ба-ба-ба и др.);
  • 12–18 месяцев: реакция на имена родных и слова, которые обозначают окружающие предметы;
  • 1,5–2 года: самостоятельное составление простых словосочетаний и предложений (подлежащее + сказуемое), выполнение простых просьб («дай мячик», «принеси мишку» и др.);
  • 3–4 года: самостоятельное построение мини-предложений, чёткое, без дефектов произношение слов.

При обнаружении отклонений от указанных возрастных норм, это верный признак задержки речевого развития, с которым нужно обязательно обратиться к специалисту — психологу, неврологу, логопеду. Только они могут точно определить, стоит ли беспокоиться, и дадут профессиональные советы по лечению и профилактике заболевания.

Диагностика

Комплексная диагностика задержки речевого развития у детей предполагает самые различные обследования:

  • сурдолог оценивает слух и выявляет его проблемы;
  • проводится возрастное тестирование: тест для выявления уровня психомоторного развития (денверский), по шкале раннего речевого развития, по шкале Бейли (оценка развития новорождённых);
  • беседа с родителями выявляет способы общения ребёнка с ними;
  • определяется моторика мышц лица, если есть затруднения при грудном вскармливании и наблюдается неспособность малыша повторять языком движения;
  • сравнение воспроизведения и понимания речи;
  • выясняется стимуляция речевого развития посредством анализа сведений о домашнем воспитании ребёнка, его окружении, которое должно помогать ему общаться.

Диагностика ЗРР предполагает выяснение причин задержки, а для этого необходимо пройти таких специалистов, как невропатолог, логопед, психиатр, детский психолог. В ряде случаев требуются анализы работы головного мозга — ЭКГ, МРТ, ЭХО-ЭГ и пр.

Лечение задержки речевого развития

При своевременном выявлении (до двух лет) лечение задержки речевого развития при совместных усилиях родителей и лечащего врача заканчивается успешно.

Лечение задержки речевого развития

Ошибочно считать, что при этом будет достаточно логопедических занятий. Данный специалист может ставить произношение букв и звуков, тогда как коррекция подразумевает комплексное лечение у различных специалистов.

  • Лекарственная терапия

При ЗРР нередко назначаются медикаментозные препараты различного действия, которые помогают восстановить речь. Кортексин, нейромультивит, актовегин, лецитин выступают в роли «активного питания» для нейронов мозга. Когитум — препарат, «подхлестывающий» деятельность речевых зон. Лекарства исключают самолечение и назначаются только неврологом или психиатром.

  • Лечебные процедуры

Магнитотерапия и электрорефлексотерапия выборочно восстанавливают работу центров головного мозга, которые отвечают за дикцию, речевую активность, словарный запас, интеллектуальные способности. Однако у электрорефлексотерапии немало противопоказаний: судорожный синдром, эпилепсия, психические расстройства.

  • Альтернативное лечение

Индивидуально для каждого ребёнка могут быть выбраны дельфинотерапия или иппотерапия.

  • Педагогическая коррекция

Лекарственная помощь оказывается нерезультативной при отсутствии вспомогательного педагогического воздействия. Дефектолог корректирует (исправляет и ослабляет) негативные тенденции развития, предупреждает возникновение вторичных отклонений и трудностей. Он использует для этого наглядные, технические, практические средства реабилитации, регулярно проводит с детьми игровые занятия по индивидуальному плану. Для лечения общей методики нет: помочь может только индивидуальный подход.

  • Логопедический массаж

При задержке речевого развития у детей логопедический массаж — очень эффективная процедура, когда специалист воздействует на определённые точки языка, губ, щёк, рук, мочек ушей. В зависимости от индивидуальных показателей, могут назначить зондовый массаж Новиковой, массаж по Краузе, Дьяковой, Приходько.

  • Упражнения

Дефектолог и родители дома должны выполнять с ребёнком игровые упражнения, направленные на развитие лицевых мышц, подвижности языка, слухового аппарата. Песенки, звукоподражания, сказкотерапия, скороговорки, артикуляционная гимнастика для лица, упражнения для мелкой моторики рук — разработок очень много, ими нужно пользоваться, выбирать по совету специалистов и регулярно заниматься с малышом.

Родители при этом не должны оставаться в стороне и возлагать все надежды только на врачей. С таким ребёнком нужно заниматься не только ежедневно, а ежечасно, что требует немало времени и сил.

Последствия заболевания

Последствия задержки речевого развития могут быть следующими:

  • отставание от сверстников в интеллектуальном и психическом развитии;
  • увеличение этой разницы с годами;
  • трудности при обучении в школе: нередко встаёт вопрос о переводе ребёнка в коррекционную (вспомогательную) школу.

Гораздо легче предупредить заболевание, чем вылечить его. Поэтому родителям нужно как можно больше общаться с ребёнком уже с внутриутробного развития. Разговаривайте с ним, слушайте его, интересуйтесь его внутренним миром — дети, растущие в любви и заботе, редко испытывают трудности с развитием речи.

Рекомендация врачей

Существует ряд заключений о вреде моющей косметики. К сожалению, не все новоиспеченные мамочки прислушиваются к ним. В 97 % детских шампуней используется опасное вещество Содиум Лаурил Сульфат (SLS) или его аналоги. Множество статей написано о воздействии этой химии на здоровье как деток, так и взрослых. По просьбе наших читателей мы провели тестирование самых популярных брендов. Результаты были неутешительны - самые разрекламированные компании показали в составе наличие тех самых опасных компонентов. Чтобы не нарушить законных прав производителей, мы не можем назвать конкретные марки.

Компания Мульсан Косметик, единственная прошедшая все испытания, успешно получила 10 баллов из 10 (ознакомиться). Каждое средство произведено из натуральных компонентов, полностью безопасно и гипоаллергенно.

Если вы сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать 10 месяцев. Подходите внимательно к выбору косметики, это важно для вас и вашего ребенка.

Комментарии (9)
19 июля 2017 | 21:37
Marisabel

Моей дочери 2 года 10 мес. Говорит от силы слов 20...если длинные слова то проглатывает или начало или конец слова, словосочетания не говорит вообще. Невролог поставила ЗРР и прописала таблетки- магнелек и пантокальцин.

16 марта 2017 | 12:05
Екатерина

Какая ерунда тут написана по поводу эффективности лого. массажа при ЗРР! Потому что, если вы решили выучить иностранный язык, педагог не делает вам массаж языка, а постепенно приучает слушать, понимать чужую речь, обучает лексике, грамматике, даёт как можно больше практики в специально организованных учебных ситуациях и т.д. В случае, если у ребенка задержка речи, в первую очередь необходимо его обследовать и получить консультацию хорошего невролога и логопеда.

Если у ребёнка сформированы психологические предпосылки, он вступает в совместную деятельность со взрослым и способен подражать, значит, мы его можем обучать, применяя логопедические методики. Это главное условие для любого обучения и в том числе для проведения логопедической работы.

Если эти механизмы не сформированы или недостаточно сформированы, то требуется вмешательство психолога или адаптация логопедических методик, продление подготовительного этапа. В первую очередь необходимо стимулировать речь ребенка. Эта работа с соблюдением определённых правил проводится в процессе совместного взаимодействия с ребёнком в значимых для него видах деятельности: игровой, манипулятивной, изобразительно-графической и т.д.

Следующее направление: формирование речи: происходит собственно обучение речи в учебной ситуации через многократное повторение с использованием игровых приёмов и включением в коммуникативные ситуации.

Затем проводится коррекционная работа по исправлению речи.

С уважением, учитель-логопед 1 квалификационной категории, Екатерина Владимировна, г. Новокузнецк.

24 февраля 2017 | 14:47
Дина

Добрый день! Подскажите куда можно обратиться . Моему ребенку 3.3 он не разговаривает. На своем языке что то лапочет. Мы живем в павлодаре.

10 декабря 2016 | 07:41
Гульмира

Моему сыну почти 4 года, практически не говорил, но все понимал, все просьбы выполнял. Ребенок переживал, сильно... замкнулся. Я тогда уже сама настояла, чтобы нам выписали лекарство... и нам церебролизин в уколах врач назнчил. Проставили первый курс — 14 укольчиков, стал говорить простые слова, мама, папа, пойдем гулять и прочее. Через 5 месяцев повторили курс и ребенок разговорился)).

16 сентября 2016 | 08:45
Виктория

Сходите к невропатологу. Лучше если выпишут гомеопатическое лекарство. И конечно нужно заниматься развитием речи.

27 апреля 2016 | 12:22
Татьяна

Нам 4,5 года. Мальчик. Живем в г. Харьков. Лечимся с 2-х лет. ходим в логопедический садик. Практически нет сдвигов. Подскажите куда обратиться с данной проблемой.

3 сентября 2015 | 10:07
Юлия

Нам 3 года, говорит очень мало, папа, мама, баба, ку-ку, дай, уйди, на, ко-ко, мяу, гав, длинные слова получается только несколько слогов произнести. Стоит ли нам забеспокоиться и обратиться к специалисту.

30 августа 2015 | 19:42
Наталья

Нам 2.8, знает: звуки животных, мама, папа, дай, пока, ку-ку, а всё остальное — всё у него *аа-аа*

11 апреля 2015 | 21:31
Эля

Здравствуйте, а если ребенок говорит, но понимаю его только я, то есть мама, это является задержкой? Ребенку 2,2

Оставить комментарий
(обязательно)
(обязательно)

Новые статьи
Мы в социальных сетях


наверх