Задержка речевого развития у детей: симптомы и лечение

Что такое задержка речевого развития у детей и как она выявляется, должен представлять каждый родитель. Чем раньше заболевание будет диагностировано, тем успешнее пойдёт лечение и тем оптимистичнее будут прогнозы на будущее развитие малыша.

ЗРР — сложное заболевание, причины которого зачастую так и остаются невыясненными. Чаще всего оно определяется уже до четырёх лет, представляет собой существенное отставание для данного возраста от речевой нормы.

Причины задержки речевого развития

Задержка речевого развития у детей

Такое серьёзное заболевание само не возникает: существуют причины задержки речевого развития, определяемые различными отклонениями. Это могут быть:

  • патологии внутриутробного развития;
  • родовые травмы;
  • повышенное внутричерепное давление у ребенка;
  • дислексия в результате генетической предрасположенности;
  • психические расстройства;
  • физические травмы;
  • снижение слуха;
  • заболевания головного мозга;
  • недоразвитость мускулов рта и лица.

Если причины задержки речевого развития остаются невыясненными, это затрудняет курс лечения, так как провоцирующий фактор при этом продолжает работать. Поэтому ребёнку с ЗРР необходимо комплексное обследование. Только так врачи могут поставить чёткий диагноз. Но как выявить заболевание на ранних этапах?

Симптомы ЗРР

Симптомы задержки речевого развития

Существуют определённые симптомы и признаки задержки речевого развития, которые можно выявить уже в самом раннем возрасте. Для этого родителям рекомендуется ознакомиться с возрастными нормативами развития речи:

  • 4 месяца: активная реакция на обращение взрослых — улыбка, плач, агукание;
  • 9–12 месяцев: попытки выговорить простые буквенные сочетания (на-на-на, ба-ба-ба и др.);
  • 12–18 месяцев: реакция на имена родных и слова, которые обозначают окружающие предметы;
  • 1,5–2 года: самостоятельное составление простых словосочетаний и предложений (подлежащее + сказуемое), выполнение простых просьб («дай мячик», «принеси мишку» и др.);
  • 3–4 года: самостоятельное построение мини-предложений, чёткое, без дефектов произношение слов.

При обнаружении отклонений от указанных возрастных норм, это верный признак задержки речевого развития, с которым нужно обязательно обратиться к специалисту — психологу, неврологу, логопеду. Только они могут точно определить, стоит ли беспокоиться, и дадут профессиональные советы по лечению и профилактике заболевания.

Диагностика

Комплексная диагностика задержки речевого развития у детей предполагает самые различные обследования:

  • сурдолог оценивает слух и выявляет его проблемы;
  • проводится возрастное тестирование: тест для выявления уровня психомоторного развития (денверский), по шкале раннего речевого развития, по шкале Бейли (оценка развития новорождённых);
  • беседа с родителями выявляет способы общения ребёнка с ними;
  • определяется моторика мышц лица, если есть затруднения при грудном вскармливании и наблюдается неспособность малыша повторять языком движения;
  • сравнение воспроизведения и понимания речи;
  • выясняется стимуляция речевого развития посредством анализа сведений о домашнем воспитании ребёнка, его окружении, которое должно помогать ему общаться.

Диагностика ЗРР предполагает выяснение причин задержки, а для этого необходимо пройти таких специалистов, как невропатолог, логопед, психиатр, детский психолог. В ряде случаев требуются анализы работы головного мозга — ЭКГ, МРТ, ЭХО-ЭГ и пр.

Лечение задержки речевого развития

При своевременном выявлении (до двух лет) лечение задержки речевого развития при совместных усилиях родителей и лечащего врача заканчивается успешно.

Лечение задержки речевого развития

Ошибочно считать, что при этом будет достаточно логопедических занятий. Данный специалист может ставить произношение букв и звуков, тогда как коррекция подразумевает комплексное лечение у различных специалистов.

  • Лекарственная терапия

При ЗРР нередко назначаются медикаментозные препараты различного действия, которые помогают восстановить речь. Кортексин, нейромультивит, актовегин, лецитин выступают в роли «активного питания» для нейронов мозга. Когитум — препарат, «подхлестывающий» деятельность речевых зон. Лекарства исключают самолечение и назначаются только неврологом или психиатром.

  • Лечебные процедуры

Магнитотерапия и электрорефлексотерапия выборочно восстанавливают работу центров головного мозга, которые отвечают за дикцию, речевую активность, словарный запас, интеллектуальные способности. Однако у электрорефлексотерапии немало противопоказаний: судорожный синдром, эпилепсия, психические расстройства.

  • Альтернативное лечение

Индивидуально для каждого ребёнка могут быть выбраны дельфинотерапия или иппотерапия.

  • Педагогическая коррекция

Лекарственная помощь оказывается нерезультативной при отсутствии вспомогательного педагогического воздействия. Дефектолог корректирует (исправляет и ослабляет) негативные тенденции развития, предупреждает возникновение вторичных отклонений и трудностей. Он использует для этого наглядные, технические, практические средства реабилитации, регулярно проводит с детьми игровые занятия по индивидуальному плану. Для лечения общей методики нет: помочь может только индивидуальный подход.

  • Логопедический массаж

При задержке речевого развития у детей логопедический массаж — очень эффективная процедура, когда специалист воздействует на определённые точки языка, губ, щёк, рук, мочек ушей. В зависимости от индивидуальных показателей, могут назначить зондовый массаж Новиковой, массаж по Краузе, Дьяковой, Приходько.

  • Упражнения

Дефектолог и родители дома должны выполнять с ребёнком игровые упражнения, направленные на развитие лицевых мышц, подвижности языка, слухового аппарата. Песенки, звукоподражания, сказкотерапия, скороговорки, артикуляционная гимнастика для лица, упражнения для мелкой моторики рук — разработок очень много, ими нужно пользоваться, выбирать по совету специалистов и регулярно заниматься с малышом.

Родители при этом не должны оставаться в стороне и возлагать все надежды только на врачей. С таким ребёнком нужно заниматься не только ежедневно, а ежечасно, что требует немало времени и сил.

Последствия заболевания

Последствия задержки речевого развития могут быть следующими:

  • отставание от сверстников в интеллектуальном и психическом развитии;
  • увеличение этой разницы с годами;
  • трудности при обучении в школе: нередко встаёт вопрос о переводе ребёнка в коррекционную (вспомогательную) школу.

Гораздо легче предупредить заболевание, чем вылечить его. Поэтому родителям нужно как можно больше общаться с ребёнком уже с внутриутробного развития. Разговаривайте с ним, слушайте его, интересуйтесь его внутренним миром — дети, растущие в любви и заботе, редко испытывают трудности с развитием речи.

Комментарии (10)
30 декабря 2018 | 17:54
Ива

Я бы еще к таблеткам порекомендовала занятия с логопедом. У нас конечно сын постарше был, 3 и 7, года ЗРР поставили, тоже пантокальцин пропил несколькими курсами, с логопедом занимался, через год комиссия была, ЗРР сняли. Конечно говорил не совсем чисто, небольшие проблемы с р и ш были, но это в пределах нормы

19 июля 2017 | 21:37
Marisabel

Моей дочери 2 года 10 мес. Говорит от силы слов 20...если длинные слова то проглатывает или начало или конец слова, словосочетания не говорит вообще. Невролог поставила ЗРР и прописала таблетки- магнелек и пантокальцин.

16 марта 2017 | 12:05
Екатерина

Какая ерунда тут написана по поводу эффективности лого. массажа при ЗРР! Потому что, если вы решили выучить иностранный язык, педагог не делает вам массаж языка, а постепенно приучает слушать, понимать чужую речь, обучает лексике, грамматике, даёт как можно больше практики в специально организованных учебных ситуациях и т.д. В случае, если у ребенка задержка речи, в первую очередь необходимо его обследовать и получить консультацию хорошего невролога и логопеда.

Если у ребёнка сформированы психологические предпосылки, он вступает в совместную деятельность со взрослым и способен подражать, значит, мы его можем обучать, применяя логопедические методики. Это главное условие для любого обучения и в том числе для проведения логопедической работы.

Если эти механизмы не сформированы или недостаточно сформированы, то требуется вмешательство психолога или адаптация логопедических методик, продление подготовительного этапа. В первую очередь необходимо стимулировать речь ребенка. Эта работа с соблюдением определённых правил проводится в процессе совместного взаимодействия с ребёнком в значимых для него видах деятельности: игровой, манипулятивной, изобразительно-графической и т.д.

Следующее направление: формирование речи: происходит собственно обучение речи в учебной ситуации через многократное повторение с использованием игровых приёмов и включением в коммуникативные ситуации.

Затем проводится коррекционная работа по исправлению речи.

С уважением, учитель-логопед 1 квалификационной категории, Екатерина Владимировна, г. Новокузнецк.

24 февраля 2017 | 14:47
Дина

Добрый день! Подскажите куда можно обратиться . Моему ребенку 3.3 он не разговаривает. На своем языке что то лапочет. Мы живем в павлодаре.

10 декабря 2016 | 07:41
Гульмира

Моему сыну почти 4 года, практически не говорил, но все понимал, все просьбы выполнял. Ребенок переживал, сильно... замкнулся. Я тогда уже сама настояла, чтобы нам выписали лекарство... и нам церебролизин в уколах врач назнчил. Проставили первый курс — 14 укольчиков, стал говорить простые слова, мама, папа, пойдем гулять и прочее. Через 5 месяцев повторили курс и ребенок разговорился)).

16 сентября 2016 | 08:45
Виктория

Сходите к невропатологу. Лучше если выпишут гомеопатическое лекарство. И конечно нужно заниматься развитием речи.

27 апреля 2016 | 12:22
Татьяна

Нам 4,5 года. Мальчик. Живем в г. Харьков. Лечимся с 2-х лет. ходим в логопедический садик. Практически нет сдвигов. Подскажите куда обратиться с данной проблемой.

3 сентября 2015 | 10:07
Юлия

Нам 3 года, говорит очень мало, папа, мама, баба, ку-ку, дай, уйди, на, ко-ко, мяу, гав, длинные слова получается только несколько слогов произнести. Стоит ли нам забеспокоиться и обратиться к специалисту.

30 августа 2015 | 19:42
Наталья

Нам 2.8, знает: звуки животных, мама, папа, дай, пока, ку-ку, а всё остальное — всё у него *аа-аа*

11 апреля 2015 | 21:31
Эля

Здравствуйте, а если ребенок говорит, но понимаю его только я, то есть мама, это является задержкой? Ребенку 2,2

Оставить комментарий
(обязательно)
(обязательно)

Новые статьи
Мы в социальных сетях


наверх